Гаврилов Владимир Николаевич

(1923-1970)
Родился и умер в Москве. После окончания школы был призван в армию и откомандирован в Студию военных художников им. М.Б. Грекова. В 1944 (вместе с Б.М. Неменским) им была написана картина «К РОДНЫМ МЕСТАМ», повествующая о жителях деревни, вернувшихся в родные места. С картины «РОДНЫЕ ПОЛЯ» начинается участие Гаврилова в художественных выставках. После окончания Великой Отечественной войны он поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1945-1951). Среди его наставников были И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Д.К. Мочальский, Е.А. Кибрик и др. В период учебы в институте было создано полотно «А.Н. РАДИЩЕВ» (1950), вошедшее в золотой фонд советской живописи. Гаврилов изучал творчество многих отечественных и зарубежных художников, но особое отношение у него было к В.И. Сурикову, образ которого стал темой дипломной работы. Результатом долгой и кропотливой работы, изучения исторического материала стало полотно «В.И. СУРИКОВ» (1951, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург). Дипломная картина Гаврилова экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в 1951.
 
Гаврилов был одним из талантливых представителей поколения живописцев, чье творчество определило характерные черты советского изобразительного искусства 1950-1960-х. Тонкий колорист, мастер пейзажа и композиции, художник развивал в своем творчестве традиции русской реалистической школы («МОЛОДЫЕ ИЗЫСКАТЕЛИ», 1952; «ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР», 1954; «ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ», 1959; «РАДОСТНЫЙ МАРТ», 1960; «СВЕЖИЙ ДЕНЬ», 1958). В 1954 Гаврилов впервые приехал в дом творчества «Академическая дача» (под Вышним Волочком) в качестве художественного руководителя. Это были места, связанные с именем А.Г. Венецианова, где художник работал над своими картинами и создал замечательную школу. В 1954 Гаврилов написал полотно «МАЙ. СЕВЕРНАЯ НОЧЬ», наполненное любовью и нежностью к русской природе и человеку, где с новой силой проявилось колористическое дарование художника. Зрителям Гаврилов известен прежде всего как мастер сюжетно-тематической картины («ДНИ ВОЙНЫ. ФРОНТОВОЙ ОТПУСК», 1966; «ЗА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ», 1959, ГТГ; «ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ С ПРИЕМНЫМ СЫНОМ», 1969; «КОНЧИЛСЯ ТРУДОВОЙ ДЕНЬ», 1961; «РАДОСТНЫЙ МАРТ», 1960 и др.). Художник увлеченно писал пейзажи, поэтические натюрморты, работал над портретом («СОЛНЕЧНЫИ ДЕНЬ». 1965; «МАРТ», 1965; «НОЧНОЕ ОКНО», 1969; «ЛЕСНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ», 1965; «НАТЮРМОРТ С КИСТЯМИ», 1969; «ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ С ГИТАРОЙ*, 1955; «ДЕВОЧКА В БЕЛОМ», 1958; «ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ», 1962; «АЛИНА», 1965). Человек яркой творческой мысли, Гаврилов создавал про¬изведения о своем времени и страстно утверждал живую силу художественных идеалов русского искусства. Лучшие полотна Гаврилова вошли в экспозиции многих музеев страны, в том числе ГГТ, ГРМ. В 1971 за картины «ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ С ПРИЕМНЫМ СЫНОМ», «ЗА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ» и «РАДОСТНЫЙ МАРТ» художник был отмечен Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина. Персональная выставка Гаврилова состоялась после его смерти, в 1975, в залах Академии художеств СССР — сначала в Ленинграде, затем в Москве.
 
С 1968 Гаврилов преподавал в Московском государствен¬ном художественном институте им. В.И. Сурикова.
 
Литература:
 
Лапшин В.П. Владимир Гаврилов. М., 1965.
 
Вишняков Б.В. В.Н. Гаврилов. Л., 1989.